Отделение оказывает социально-медицинскую и социально-психолого-педагогическую помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, обеспечивает их максимально полную и своевременную адаптацию к жизни в обществе, семье, обучению и труду.
В своей работе отделение ставит следующие задачи:
- внедрение новых коррекционно-восстановительных технологий и методик в процессе оказания услуг детям с ограниченными возможностями;
- включение в единый реабилитационный процесс родителей и членов семьи ребенка с ограниченными возможностями.
- создание оптимальных условий для проведения реабилитационных мероприятий и качественного оказания социальных услуг.
В отделение принимаются дети в возрасте от рождения до 18 лет, имеющие инвалидность; с ограниченными возможностями здоровья; часто и длительно болеющие:
· обратившиеся по направлению специалистов ГБУЗ ВО «Детская городская больница г. Гусь-Хрустальный» и участковых педиатров;
· обратившиеся самостоятельно;
· обратившиеся по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних с направлением лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений;
В отделении ребенок получает комплекс социально-медицинских услуг в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации, в том числе дифференцированный лечебный массаж, лечебную физкультуру.
Все социально-медицинские услуги лицензированы.
В соответствии с ФЗ от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» отделение предоставляет следующие виды услуг:
Полустационарная форма социального обслуживания.
1 Социально-бытовые услуги:
· обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;
· предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход.
2. Социально-медицинские услуги:
· выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов);
· оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
· систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
· проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
· консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья);
· оказание помощи при получении услуг в медицинских организациях.
3.Социально-психологические услуги
· социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);
· оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).
4. Социально-педагогические услуги
· обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничение жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
· организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
· социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
· формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
· организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
5. Социально-трудовые услуги
· проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
· оказание помощи в трудоустройстве; в) организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
6. Социально-правовые услуги
· оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;
· оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
· оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов
· обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
· проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
· обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
· оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
В целях реализации «Комплекса мер Владимирской области по развитию и внедрению технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями» на базе отделения реализуются технологии:
«Домашний микрореабилитационный центр» - предоставление комплекса
социально-психологических и социально-педагогических услуг детям-инвалидам, их родителям (законным представителям) в форме социального обслуживания на дому.
Цель: создание условий для сохранения и поддержания семейного воспитания детей-инвалидов.
Основные задачи:
- оказание комплексной реабилитационной помощи на дому детям-инвалидам, которые в силу тех или иных причин не могут пройти курс реабилитации в полустационарной форме социального обслуживания;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
«Группа кратковременного пребывания» - предоставление комплекса социально-психологических и социально-педагогических услуг детям-инвалидам, их родителям (законным представителям) в полустационарной форме социального обслуживания.
Предназначена для реабилитации детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 7 лет в условиях учреждения.
Цель:
- обеспечение социального общения, организация развлечений, досуговой деятельности для детей с ОВЗ;
- обеспечение освоения ребенком с ОВЗ социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности;
- обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ через объединение усилий семьи и педагогов, высокой мотивации к познавательной деятельности;
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми с ОВЗ;
- обеспечение ранней социализации и адаптации детей с ОВЗ.
Основные задачи:
- оказание комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам в полустационарной форме социального обслуживания;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
«Школа реабилитации и ухода» - предоставление комплекса социально-психологических и социально-педагогических услуг родителям (законным представителям) детей-инвалидов в полустационарной форме социального обслуживания.
Цель: социально-правовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и социально-медицинская поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Основная задача: предоставление консультативной помощи родителям для повышения уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах воспитания, развития и реабилитации ребенка.
«Клуб общения» - предоставление комплекса социально-психологических и социально-педагогических услуг родителям (законным представителям) детей-инвалидов в полустационарной форме социального обслуживания и в форме онлайн общения с использованием мессенджеров.
Цель: обеспечение социального общения, организация развлечений, досуговой деятельности для родителей детей с ОВЗ.
Основные задачи:
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, трансляция положительного опыта семейного воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
«Социальное сопровождение семей, в составе которых имеются дети-инвалиды» - предоставление мероприятий по социальному сопровождению детям-инвалидам и детям с ОВЗ, их семьям в рамках межведомственного взаимодействия.
Цель: создание условий для сохранения и поддержания семейного воспитания детей-инвалидов.
Основные задачи:
- оказание комплексной реабилитационной помощи на дому детям-инвалидам, которые в силу тех или иных причин не могут пройти курс реабилитации в полустационарной форме социального обслуживания;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
«Семейная программа выходного дня» - предоставление детям-инвалидам, детям с ОВЗ и членам их семей услуги по организации досуга и мероприятий по социальному сопровождению в форме содействия участию детей и родителей в культурно-досуговых мероприятиях.
Цель: преодоление социальной изолированности семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление семейно-родственных связей в семьях с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, трансляция положительного опыта семейного воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- профилактика негативного влияния наличия в семье ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ на развитие и социальные контакты здоровых братьев и сестер.
Специалисты отделения реализуют программы:
· «День за днем говорим и растем» - коррекция речевых нарушений у детей с различной речевой патологией.
· «Развиваемся, играя» - социально-личностное развитие детей посредством игровой деятельности.
· «Красочная арт-терапия» - формирование познавательных интересов, развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями.
· «Песочная страна» - снижение уровня тревожности, формирование уверенности в себе.
· «Волшебные ладошки» - формирование эстетического восприятия, художественных способностей в изобразительной деятельности.